Каждый родитель ребёнка, стоящего на пороге школы, испытывает тревогу и сомнения: сможет ли мой ребёнок успешно учиться, будет ли он впитывать ту информацию, которая преподаётся в школе, сможет ли качественно усвоить её и применять в дальнейшей жизни? И, конечно же, особенно это тревожит вас, - тех родителей, чьи дети занимаются со специалистами дефектологами и логопедами в рамках нашего учреждения. Как сделать так, чтобы ребенок легко учился, с удовольствием ходил в школу, был хорошим (или даже лучшим) учеником в классе? В этот период родительские амбиции приводят к парадоксальной ситуации, когда ребенок начинает восприниматься через призму успешности обучения в школе.
Часто родители думают, что для успешной учёбы в школе важно, чтобы ребёнок пришёл в 1 класс читающим (или знающим буквы) и считающим в пределах десятка. Однако, оценка качества чтения у третьеклассников - и тех, кто в первом классе умел читать, и тех, кто не умел, - показывает, что дети в большинстве случаев читают примерно одинаково. Навыки чтения, письма, счета и другие относятся к общеучебным умениям, но, несмотря на свою важность, не они определяют готовность ребенка к школе.
Про так называемую школьную зрелость можно узнать у психолога, сейчас же хочется обратить внимание на речевое развитие дошкольника.
Речь - это форма мышления. Основная функция речи - общение, сообщение или, как принято говорить, коммуникация. Готовность или не готовность ребенка к обучению в школе во многом определяется уровнем его речевого развития. Чем лучше у него будет развита речь до поступления в школу, тем быстрее он овладеет чтением и письмом.
В связи с вышесказанным вам, уважаемые родители, следует обратить внимание на
- правильность произношения звуков;
- умение различать звуки речи на слух;
- владение элементарными навыками звукового анализа слов;
- словарный запас;
- связную речь.
Опасность, которая подстерегает ученика начальной школы с недостаточно сформированным речевым развитием, - нарушение письменной речи, называемое дисграфией. Откуда берётся эта беда? Несформированность фонематического слуха, т.е. слуха, направленного на восприятие звуков родной речи, приводит к тому, что учащиеся не различают фонем родного языка. На письме это выражается в виде их смешения и замены букв, а также неумения правильно применять при письме некоторые грамматические правила. Если ребёнок не различает на слух звуки «б» и «п», он никогда не догадается, почему нужно проверить написание сомнительной согласной в конце слова «зуб».
Практика показывает, что у огромного большинства детей, поступивших в школу, очень маленький словарный запас. Часто родителям просто некогда разговаривать со своим ребёнком, в результате дети не знают элементарных понятий, - обобщающих слов (транспорт, посуда, мебель, продукты), им очень сложно объяснить слова, имеющие «нематериальное» значение: совесть, справедливость, отвага. При описании предметов дети, как правило, используют только понятия о размере и цвете («арбуз большой, а яйцо маленькое, белое»). Подбор слов с противоположным значением сводится к элементарному «большой – небольшой; тонкий – нетонкий».
Представьте, как сложно ребёнку с ограниченным словарным запасом подобрать на уроке русского языка в конце 1 класса слово для проверки безударной гласной.
Что же делать? Попробуйте сами протестировать своего ребёнка. Как это сделать - вы узнаете здесь.