Особенности поведения детей с нарушением речи
Среди различных отклонений в развитии личности достаточно распространенными являются речевые нарушения, которые либо выступают как самостоятельный первичный дефект, либо сопутствуют другим формам патологии развития. Современные психологические исследования указывают на рост числа детей, имеющих разнообразные по своим проявлениям и степени тяжести отклонения в формировании и развитии речи. Однако особой проблемой является поведенческая сторона у детей с нарушениями речи.
В Муниципальном образовательном учреждении «Начальная школа – детский сад компенсирующего вида № 97» г. Астрахани было проведено эмпирическое исследование, в котором приняли участие 30 испытуемых (15 детей с общим недоразвитием речи и 15 детей без нарушений речевого развития) в возрасте 5–6 лет. Исследование проводилось при помощи проективных методик «Рисунок несуществующего животного» и «Межличностное отношение ребенка». При интерпретации методики исходили из положения о том, что дети в рисунках выражают свое Я.
Проанализировав единицы наблюдения, было выделено несколько основных трудностей в поведении и общении между детьми:
1) ребенок стремится к сверстнику, но его не принимают в игру;
2) ребенок стремится к сверстникам, и они играют с ним, но их общение носит формальный характер;
3) ребенок уходит от сверстников, но они настроены к нему дружелюбно;
4) ребенок уходит от сверстников, и они избегают контакта с ним.
По результатам диагностики по методике «Рисунок несуществующего животного» было выявлено, что поведение детей с общим недоразвитием речи (ОНР) носит агрессивный характер. В то же время выявлено, что такие дети боятся агрессии, у них имеется потребность в защите, общении. Так, практически у всех детей с ОНР наблюдается наличие высокой потребности (возможно, неудовлетворенной) в общении. Рисунки, как правило, «замкнутые», что свидетельствует об интровертности, т.е. обращенности ребенка внутрь, на себя. Изображены орудия защиты и нападения, которые являются признаком прямой агрессии. Поведение испытуемых носит гиперактивный характер, имеются двигательная расторможенность, импульсивность, сниженный уровень самоконтроля, общая тревожность, дети испытывают негативное отношение к ситуации проверки знаний, достижений, возможностей, у некоторых детей низкая физиологическая сопротивляемость стрессу. Некоторые испытуемые пребывают в состоянии эмоциональной напряженности, которая зачастую является ситуативной. Поведение детей без нарушения речевого развития более конструктивно, дружелюбно.
Исходя из анализа результатов по методике «Межличностное отношение ребенка», сделан вывод о том, что для испытуемых с ОНР и нормой речевого развития наиболее значимым взрослым является мама. Если сравнивать отношение детей к матери и отцу, то видно, что к матери относятся трепетнее, чаще к ней обращаются и ожидают помощи именно от нее. Следующим по значимости является отношение детей к другу, для данного возраста характерно общение и взаимодействие со сверстниками.
У испытуемых с общим недоразвитием речи по шкалам общительности и социальной адекватности результаты значительно ниже, чем у их сверстников с нормой речевого развития. Дети с ОНР, как правило, чаще вступают в конфликт со сверстниками и ближайшим социальным окружением, чем дети с нормой речевого развития.
В результате проведенного анализа документов было выявлено, что у детей с ОНР познавательная, эмоционально-волевая сферы нарушены в большей степени, чем у детей без нарушений в речевом развитии.
Таким образом, в поведении детей дошкольного возраста вследствие ограниченных возможностей психоречевого развития отмечается ряд особенностей: несвоевременность, конфликтность, агрессивность, вспыльчивость либо пассивность и замкнутость.
Что же делать?
Для коррекции особенностей поведения детей дошкольного возраста с ОНР мною был подобран методический материал, который включает релаксационные упражнения, позволяющие ребенку овладеть навыками саморегуляции и сохранять более ровное эмоциональное состояние; игры и упражнения на развитие социально-коммуникативных умений. на повышение уверенности в своих силах; развитие эмпатии; формирование навыков конструктивного поведения.
Релаксационные упражнения (скачать)
Игры и упражнения на социально-коммуникативное развитие (скачать)
Внедрение данного методического материала в практику работы воспитателей дошкольных образовательных учреждений, по моему мнению, позволит эффективно скорректировать проблемы в поведении детей с нарушением речи.