Детский сад №67
"Росинка"

Наш любимый детский сад!
Он всегда нам очень рад!
Меню сайта

НАШ ОПРОС
Оцените наш сайт
Всего ответов: 615

Рассказать о нас

Календарь
«  Январь 2025  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
  12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
2728293031

    Особенности поведения детей с нарушением речи

     Среди различных отклонений в развитии личности достаточно распространенными являются речевые нарушения, которые либо выступают как самостоятельный первичный дефект, либо сопут­ствуют другим формам патологии развития. Современные психологические исследования указыва­ют на рост числа детей, имеющих разнообразные по своим проявлениям и степени тяжести откло­нения в формировании и развитии речи. Однако особой проблемой является поведенческая сторо­на у детей с нарушениями речи.

     В Муниципальном образовательном учреждении «Начальная школа – детский сад компен­сирующего вида № 97» г. Астрахани было проведено эмпирическое исследование, в котором при­няли участие 30 испытуемых (15 детей с общим недоразвитием речи и 15 детей без нарушений ре­чевого развития) в возрасте 5–6 лет. Исследование проводилось  при помощи проективных методик «Рисунок несуществующего животного» и «Межличностное отношение ребенка». При интерпретации методики исходили из положения о том, что дети в рисунках выражают свое Я.

Проанализировав  единицы наблюдения, было выделено несколько основных трудностей в пове­дении и общении между детьми:

1) ребенок стремится к сверстнику, но его не принимают в игру;

2) ребенок стремится к сверстникам, и они играют с ним, но их общение носит формаль­ный характер;

3) ребенок уходит от сверстников, но они настроены к нему дружелюбно;

4) ребенок уходит от сверстников, и они избегают контакта с ним.

     По результатам диагностики по методике «Рисунок несуществующего жи­вотного» было выявлено, что поведение детей с общим недоразвитием речи (ОНР) носит агрессив­ный характер. В то же время выявлено, что такие дети боятся агрессии, у них имеется потребность в защите, общении. Так, практически у всех детей с ОНР наблюдается наличие высокой потреб­ности (возможно, неудовлетворенной) в общении. Рисунки, как правило, «замкнутые», что свиде­тельствует об интровертности, т.е. обращенности ребенка внутрь, на себя. Изображены орудия за­щиты и нападения, которые являются признаком прямой агрессии. Поведение испытуемых носит гиперактивный характер, имеются двигательная расторможенность, импульсивность, сниженный уровень самоконтроля, общая тревожность, дети испытывают негативное отношение к ситуации проверки знаний, достижений, возможностей, у некоторых детей низкая физиологическая сопро­тивляемость стрессу. Некоторые испытуемые пребывают в состоянии эмоциональной напряжен­ности, которая зачастую является ситуативной. Поведение детей без нарушения речевого развития более конструктивно, дружелюбно.

     Исходя из анализа результатов по методике «Межличностное отношение ребенка», сделан вывод о том, что для испытуемых с ОНР и нормой речевого развития наиболее зна­чимым взрослым является мама. Если сравнивать отношение детей к матери и отцу, то видно, что к матери относятся трепетнее, чаще к ней обращаются и ожидают помощи именно от нее. Следу­ющим по значимости является отношение детей к другу, для данного возраста характерно обще­ние и взаимодействие со сверстниками.

     У испытуемых с общим недоразвитием речи по шкалам общительности и социальной адекватности результаты значительно ниже, чем у их сверстников с нормой речевого развития. Дети с ОНР, как правило, чаще вступают в конфликт со сверстниками и ближайшим социальным окружением, чем дети с нормой речевого развития.

     В результате проведенного анализа документов  было выявлено, что у де­тей с ОНР познавательная, эмоционально-волевая сферы нарушены в большей степени, чем у де­тей без нарушений в речевом развитии.

     Таким образом, в поведении детей дошкольного возраста вследствие ограниченных возмож­ностей психоречевого развития отмечается ряд особенностей: несвоевременность, конфликтность, агрессивность, вспыльчивость либо пассивность и замкнутость.

Что же делать?

      Для коррекции особенностей поведения детей дошкольного возраста с ОНР мною был подобран методический материал, который включает релаксационные упражнения, позволяю­щие ребенку овладеть навыками саморегуляции и сохранять более ровное эмоциональное состо­яние; игры и упражнения на развитие социально-коммуникативных умений. на повышение уверенности в своих силах; развитие эмпатии; формирование навыков конструктивного поведения.

Релаксационные упражнения (скачать)

Игры и упражнения на социально-коммуникативное развитие (скачать)

     Внедрение данного методического материала в практику работы воспитателей дошкольных образовательных учреждений, по моему мнению, позволит эффективно скорректировать проблемы в поведении детей с нарушением речи.

Поиск по сайту

Карта сайта
- Карта сайта

Горячая линия
Телефоны "горячей линии", адреса электронных приемных для обращения граждан: 2-35-59 - заведующий МБДОУ №67; mbdoy67@mail.ru - электронная почта МБДОУ; 2-09-27- Управление образования Киселевского городского округа; 42yokisl@mail.ru - электронная почта Управления образования Киселевского городского округа

Полезные ссылки
- Официальный сайт Управления образования администрации Киселевского городского округа - Очередь в дошкольные образовательные учреждения - Официальный сайт Министерства образования и науки Российской Федерации - Федеральный портал "Российское образование" - Информационная система "Единое окно доступа к образовательным ресурсам" - Федеральный институт развития образования (ФИРО) - Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов - Федеральный центр информационно-образовательных ресурсов - Сайт Воспитай-ка! - КРИПК и ПРО г. Кемерово - Аттестация педагогических работников - Сертификация педагогических и руководящих работников - Ассоциация предприятий текстильной и легкой промышленности Кемеровской области

Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

ВАЖНЫЕ ССЫЛКИ:

 

Федеральный портал Российское Образование

 

  

РОСОБРНАДЗОР

 

 

 
Министерство образования и науки Российской федерации

 

Официальный интернет-портал

правовой информации

 

 

 

  

 
Областной центр мониторинга качества образования
Copyright MyCorp © 2025