Усвоение детьми грамматического строя языка происходит постепенно, путём подражания. При формировании грамматически правильной речи детей различают работу над её морфологической и синтаксической стороной.
Морфология – изучает грамматические свойства слова, его формы.
Синтаксис – словосочетания и предложения.
В норме к восьми годам ребёнок полностью усваивает грамматический строй языка.
Задачи формирования грамматически правильной речи детей:
- исправление грамматических ошибок в речи детей;
- совершенствование синтаксической стороны речи детей; ознакомление их с некоторыми общеупотребительными словосочетаниями;
- обучение распространению предложений и составлению сложных предложений;
- предупреждение грамматических ошибок морфологического порядка – тренировка детей в употреблении трудных морфологических категорий ( начиная с младшей группы).
Замечено, что число грамматических ошибок значительно возрастает на пятом году жизни. Вновь усваиваемые слова ребёнок не всегда успевает запоминать в новой грамматической форме. Поэтому нужно проводить специальное обучение трудным грамматическим формам. Эта работа должна быть выделена в самостоятельный раздел, иметь своё содержание, проводиться целенаправленно, систематически. При этом внимание детей необходимо сосредотачивать на усвоении конкретных грамматических форм.
Чтобы отобрать для этой работы слова и морфологические категории в соответствии с возрастом детей, прежде всего, нужно руководствоваться указаниями, данными в разделе программы «Ознакомление с окружающим». Целесообразно закреплять трудные грамматические формы тех слов, с которыми дети знакомятся в данной возрастной группе.