Консультация для воспитателей
"Работа с родителями в детском саду"
Автор: Пидшморга
Екатерина Сергеевна, старший воспитатель МБДОУ №67
Воспитание
детей дошкольного возраста осуществляется в семье и детских учреждениях. Цель и
задачи, стоящие перед семьей и детским садом, едины: воспитать здоровых,
всесторонне развитых людей, горячо любящих свою Родину.
Система
работы педагогов с семьей предусматривает наличие цели, которая реализуется
плавно и последовательно с помощью многообразных взаимосвязанных форм
и методов, с учетом всего достигнутого ранее, с предвидением предстоящего,
с анализом получаемых результатов.
Дошкольное учреждение в работе с семьей проводит работу: формирует
у родителей знания и умения, необходимые для воспитания детей.
Педагогических воздействий на ребенка и контроль за правильным его
воспитанием; изучает, обобщает, использует и пропагандирует опыт семейного
воспитания, что позволяет предупредить и избежать возможные ошибки.
Определение задач в работе педагогов с родителями обеспечивает ее
перспективность, и последовательность и преемственность.
Ряд зарубежных источников свидетельствует о том, что в западной педагогике
работы с родителями уделяется одно из центральных мест. Так, американский
исследователь А. Кендерсон утверждает, что участие родителей в учебном
процессе создает благоприятную среду для успешной работы педагогов
и детей. Это участие более эффективно, если оно осознано, хорошо спланировано
и долгосрочно. Важно, чтобы сотрудничество началось на более ранних
этапах. Автором предлагается три подхода к работе с родителями:
1. совершенствование взаимоотношений родителей и детей;
2. привлечение родителей к работе группы;
3. установление связей сотрудничества между школой и семьей.
Другой американский ученый предлагает программу, состоящую из десяти
пунктов /Ш.Каган/, и в их числе:
- нельзя разделять воспитание и обучение;
- важно с большим уважением относиться к родителям;
- нужно воспитывать и обучать ребенка в контексте семьи и всего общества.
Работа с родителями организуется в следующих направлениях:
1. Изучение родителей воспитанников логопедической группы;
2. Привлечение родителей к активному участию в педагогическом процессе
логопедической группы.
Формы работы с родителями.
1. Беседа с родителями.
2. Групповые собрания с родителями.
3. Устный журнал с приглашением специалистов.
4. Тематический вечер с показом слайдов, выставкой, выступлениями
детей.
5. Обмен опытом воспитания детей между родителями.
6. Материалы, помещенные на стендах для родителей: статьи, папки-передвижки,
библиотека для родителей, выставки детских работ.
7. Открытые занятия.
8. Анкетирование.
Все эти формы мы широко используем в работе с родителями.
Так как наша логопедическая группа подготовительная к школе, в начале
года мы провели анкетирование. В анкетах просили указать темы, которые
интересовали родителей.
1. Роль художественной литературы в воспитании чувств и развитии речи
детей.
2. Трудности в усвоении детьми в связной речи.
3. Игры и речевые упражнения в кругу игры.
4. Страхи у дошкольников.
5. Особенности формирования общей способности к учению у детей.
6. Готовность к школе.
7. Тема, предложенная вами:
По результатам анкетирования выявили, что более интересует родителей,
и в соответствии с этим наметили план работы.
Для того чтобы между родителями и педагогом сложились доверительные
отношения, необходимо придерживаться правил:
- не использовать термины: дефект, нарушение, недостаток, заменять
их более нейтральными: "трудности", "проблемы".
- не подчеркивать особенности дефекта того или иного ребенка, если
разговор идет в присутствии нескольких родителей;
- не прибегать к линторскому, назидательному тону при общении даже
с самыми "неблагополучными" родителями, рекомендации давать
в форме пожеланий;
- в беседе о ребенке сначала сообщать, о его успехах, в любом случае
что-либо положительное, о трудности говорить в мягком тоне. |