ОСОБЕННОСТИ РЕЧЕВОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ 2-4 ЛЕТ
Речь - это зеркало социального и биологического развития ребёнка. Затормозить формирование речи могут социальные и биологические причины. Очень многое зависит от благополучного социального окружения ребёнка. Социальное окружение ребёнка - это не просто папа, мама, бабушка, дедушка, другие дети, растущие в этой семье. В два года ребёнок уже маленький гражданин, поэтому социальное окружение - это ситуации, происходящие на улице. Дети, играющие на улице, могут включать ребёнка в свою игру. Но могут быть на игровой площадке и дети постарше, которые отвергают ребенка двух-трех лет, тогда ребенок расстраивается, остается один в стороне. В любом случае – это опыт социальных контактов.
Двухлетний ребёнок имеет достаточно сформированные личные потребности: он хочет куда-то пойти, поиграть в определённую игру или получить какую-то игрушку. Если ребёнок может говорить об этом словами, то у него сформированы определённые фразы, которыми он будет сообщать близким людям, что он хочет делать, а что - нет. Если у ребёнка двух лет речь отстаёт в развитии то, как правило, ребёнок демонстрирует проблемы в поведении. Эти проблемы часто маскируются родителями при обращении к психологам, обосновывая неадекватное поведение ребенка рано начавшимся «кризисом 3 лет».
Биологический акцент развития заключается в том, что, когда дети рождаются, то они имеют примерно одинаковые показатели по весу, по росту. В дальнейшем, события первого года жизни очень разнятся. Большинство детей первого года имеют правильное своевременное развитие: хорошо кушают, вовремя начинают ползать, ходить. У небольшого количества детей какие-либо детские инфекции тормозят развитие двигательной, речевой функции. Например, возникающий диатез при смене питания, вызывающий почесывания, нервозность ребенка, может тормозить речевое развитие.
Речевая функция появляется у людей последней, и она наиболее ранима и уязвима в своём развитии. И при любой проблеме она проявляет себя в виде остановки или отката в формировании. Иногда родители даже не могут вспомнить, что было причиной остановки развития речи. А причины могут быть достаточно разнообразны: от простудных заболеваний до выхода на работу находящейся всегда рядом мамы и заменой ее бабушкой. Знание особенностей становления речи детей позволяет вовремя диагностировать какие-либо отставания в речевом развитии.
Речь очень зависит от стабильного окружения ребёнка. Ребёнок учится говорить, общаясь, прежде всего, с папой и мамой. Речь взрослых с детьми имеет гендерные различия. Женщины более склонны к описательному диалогу, они проговаривают именно то, что делает ребёнок в конкретной ситуации, при этом очень часто используют слова ласкательного значения. Речь пап более конструктивна в них меньше слов, но они богаты глаголами. При общении с детьми, мужчины хотят добиться быстрого результата и требуют от детей, чтобы они выполнили какое-то действие: что-то принесли, присели, подали, поиграли и так далее. Очень большое влияние оказывают папы на двигательное развитие детей и понимание слов-действий. Поэтому, если семья полная, то дети имеют репертуар разных подходов к развитию своей речи.
В 2 года ребёнок может вступать в диалог в ситуации безопасности. Для ребёнка ситуация безопасности – это, когда рядом близкие люди: мама, папа, дедушка, бабушка. В присутствии их, ребёнок может отвечать на элементарные вопросы незнакомого человека, называя свое имя или возраст. Ребенок может общаться с педагогом в группе раннего развития. В общении между собой в такой группе двухлетние дети предпочитают словам эмоциональные возгласы.
Заметить отставание в развитии речи детей двух лет можно по преобладанию в речи «детских» слов или звукоподражаний. Слова «гав», «мяу» закрепляются в речи ребёнка, и переход к нормальным словам происходит не так быстро и просто. В норме развития, после двух лет эти слова должны уходить из словаря ребёнка. А если звукоподражания остаются, и их примерно 80 % в словаре ребенка, то они являются маркерами отставания речевого развития.
Первым предвестником фразовой речи является слово и указательный жест, когда ребенок говорит слово и показывает, что ему надо дать. «Дай мне», « иди сюда», « не хочу», - это ещё не фраза. Появление в речи ребенка вариантов конструкций, типа: «дай мне, дай тебе, дай ему» или «хочу кашу, хочу лялю, хочу чай», ведет к формированию фразы. Двусложные фразы в речи ребёнка остаются достаточно долго, особенно у мальчиков, потому что в своем общении с людьми, мальчики стараются добиться какого-то результата: получить предмет, совершить совместное действие. Поэтому, у мальчиков предложения состоят из слов, обозначающих предмет и его действие. Для девочек важнее социальный контакт, она более склонна к длительному говорению, поэтому девочки повторяют фразы за взрослыми, и в их речи фразы быстрее становятся развернутыми. Различия в развитии речи девочек и мальчиков обуславливается гендерными особенностями, их разными подходами к общению.
Использование «игры в слова» в бытовых ситуациях влияет на формирование фразовой речи детей. Это простая игра заключается в назывании окружающих предметов на кухне, игрушек в спальне, детской комнате. Можно играть в слова, подбирая слова-действия. Например, мяч можно катать, бросать, ловить, подкидывать, пинать. Игра в слова - это объединение во время общения с ребенком двух векторов. Первый вектор - это наименование, а второй - взаимодействие, То есть, мы именуем ситуацию и мы действуем в ней. Бывают искусственно созданные и естественные игровые ситуации. Естественные, когда ребёнка просят принести, например, пульт или достать тапочки. При этом ребёнок знает, где обычно находится искомый предмет. При искусственно созданной ситуации, взрослые кладут предмет в какое-то иное место, и тогда детям приходится вслушиваться в более удлинённую обращенную к ним фразу: «Пульт находится в спальне, на полочке, возле цветка». Подобные сформулированные фразы заставляют прослушать речь взрослого до конца и, тем самым, стимулируют речевое развитие ребёнка.
Очень мощным фактором для развития речи ребёнка является прогулка. Лучше гулять без коляски, чтобы не было ограничений в познании окружающего мира. Коляска - это только средство доставки ребёнка до его новой информационной среды. Первое, чему нужно научить ребёнка на прогулке, это реагировать на слова, которые обеспечат их безопасность «стой, беги, смотри по сторонам, остановись, осторожно и др. » Второе, мы знакомим ребёнка с чем-то новым. Словесные инструкции при общении с ребёнком небольшого возраста должны быть четкими немногословными, повторяющимися. В возрасте от 2 до 4 лет ребёнку недостаточно просто услышать слова, ему нужно показать этот предмет, сравнить с другим предметом, подействовать с ним, поиграть, насколько это возможно. (Листик лежит, летит, падает, куча листьев). Придя домой, необходимо вспомнить, обговорить ситуации, в которых вы побывали на прогулке.
На речевое развитие, особенно на старте, очень влияют семейные взаимоотношения. Взрослые часто переносят на детей свои личные проблемы. Они могут сказать, например, «ты неаккуратный, как папа», или мужчина может сказать: «ты болтливая, как мама». Подобные возгласы ранят и тормозят эмоциональное развитие детей, а благополучное эмоциональное развитие является краеугольным камнем, на котором строится развитие речи. Поэтому, не стоит обсуждать личные проблемы при ребёнке. При переживании развода в семье, дети начинают чаще болеть, возникают какие-то нарушения в питании, в спокойном сне. Возникают первые детские депрессии, формирующиеся на фоне скандалов родителей, их расставаний. Дети могут переживать, также, по поводу болезни, смерти ближайших родственников, бабушек, дедушек. Если в семье проблемы, то и ребёнок переживает эти проблемы вместе со своей семьей, при этом, он не может повлиять на ситуацию. После таких событий задержка в развитии речи может проявиться не сразу, а спустя несколько месяцев.
Огромную роль в гармонизации развития ребёнка играют бабушки и дедушки. По возможности, необходимо привлекать к воспитанию детей бабушек и дедушек, не ограничивать их общение с внуками. Родителям нужно давать бабушкам и дедушкам своих детей, например, на время прогулки. Пожилые люди медленно двигаются и, чтобы не бежать за внуками, они стараются их занимать: что-то показывать, рассказывать, читать книжку. Темп речи бабушек и дедушек более медленный, они говорят громче, что оказывает благоприятное влияние на речевое развитие внуков.
Затормозить речевое развитие ребенка могут различные заболевания. Перенесённое простудное инфекционное заболевание может вызвать осложнение на орган слуха, что проявляется минимальным снижением слуховой функции. Это, в свою очередь, может вызвать остановку речевого развития или откат в речевом развитии. Если ребёнок начинает говорить меньше, его круг общения сужается, ухудшается разборчивость речи, - все это говорит о каком-либо неблагополучии.
Очень часто от родителей можно услышать, что ребёнок не говорит из-за упрямства. На самом деле ребёнок просто не может этого сделать. Когда взрослый обращается к своему чаду с каким-то вопросом, он начинает капризничать, чтобы предотвратить ситуацию общения, в которой его не понимают. Это своеобразный способ противостоять требованиям взрослого к развитию речи. Часто проблемы в речевом развитии ребенка маскируются капризным, упрямым поведением.
Речевое развитие как высшая психическая функция влияет в целом на развитие ребёнка. Поэтому, если родители или педагоги 2-4 летнего ребенка заметили явное отставание в формировании речи, то необходимо воспользоваться услугами специалиста. Ведь только ранняя логопедическая помощь позволит распознать истинную причину нарушений и не допустить проблем дальнейшего развития.