Ведь
слово "врать" означает не только обманывать, но и выдумывать,
фантазировать, а исходно — колдовать. "Врач" — это тот, кто в старину
заговаривал болезнь.
Детство — золотая пора, время неомраченного самоощущения, светлого мировосприятия, беззаботности и чистого счастья...
Вот, пожалуй, наи6олее распространенное клише. Однако жизнь
показывает, что внутренняя жизнь ребенка сложна и совсем не всегда
гармонична; вера в расположение окружающих, даже самых близких,
не безусловна. Мир нередко представляется непонятным, угрожающим
и бесприютным. Ощущение одиночества даже в семье, знакомо и выразить
мучительные или просто грустные переживания вынуждает ребенка искать
защиты и компенсации. Фантазирование и вранье очень для этого годятся.
Создай себе мир
Погружаясь в мир фантазии, ребенок уходит от действительности,
"заговаривает" ее. В неукрашенном виде она представляется ему
враждебной, холодной, грубой и неуютной... Здесь нам нужно быть особенно
внимательными и осторожными.
Все дети фантазируют, создавая в мечтах прекрасный мир — нередко
очень и очень далекий от обыденности. Если созданный ребенком иллюзорный
мир сосуществует с реальностью, а не замещает ее, если не прерываются
его, ребенка, связи с окружающим, если не нарушается его развитие —
фантазирование можно отнести к проявлению творческого начала. В этом
случае нужно постараться помочь ему реализовать свои творческие
наклонности, сделать так, чтобы его фантазия получила выражение
в рисунках, рассказах, играх... Вообще хорошо, когда ребенок пишет
стихи, сочиняет музыку, рисует, ведет дневник, — к этому надо относиться
серьезно и с уважением.
Однако в поле зрения детского психиатра попадают случаи, когда дети
бывают полностью охвачены своими фантазиями, когда мир иллюзий
становится единственным миром, в котором они соглашаются жить.
Инопланетяне в помощь?
Я помню одиннадцатилетнего мальчика — странноватого, молчаливого,
очень способного к музыке и математике. Его одаренность была очевидной
и односторонней: прочие предметы давались ему с трудом. В школе ему
приходилось нелегко: дразнили дети, третировали учителя, и преодолеть
это несправедливое отношение никак не удавалось. Пришел момент, когда
он вовсе отказался ходить в школу. Он рассказал мне: туда ему ходить
"совершенно некогда", потому что он постоянно занят мыслями о "своих"
инопланетянах. Он знал о них все, он, по сути дела, жил в этой
Швамбрании, на другом конце Солнечной системы. При этом времени у него
недоставало лишь на школу — музыкой и математикой он продолжал
заниматься. Год обучения на дому, некоторые специальные меры и найденная
позднее частная школа с маленькими классами и щадящим режимом сделали
свое дело: ребенок не оказался выброшенным из жизни. Он сейчас учится
вполне успешно, хотя чудноватым так и остался...
А вот
одна маленькая девочка вообразила себя щенком — она бегала
на четвереньках, с ревом требовала, чтобы ее кормили из миски на полу
и водили гулять на поводке. Дело же было в том, что в семье появился
грудной ребенок, и старшая решила: она теперь никому не нужна. А если
не нужна как ребенок — вдруг полюбят щенком?
Как быть в подобных случаях? Нужно ли играть по придуманным ребенком
правилам и делать вид, будто водить гулять шестилетнюю девочку
на поводке — обычное дело? Или действовать жестко: запретить "фокусы"
самым решительным образом?
Что мы делаем
Прибегая к крайностям, мы лишь усугубляем положение. Всякое необычное
поведение ребенка, когда он уже перестает делать различие между
игрой-фантазией и реальностью, "заигрывается" так, что контакт с ним
затрудняется, требует совета специалиста. И не нужно дожидаться, когда
расстройства поведения станут очевидными... Не бойтесь обратиться
к психологу или к детскому психиатру, разберитесь с ним вместе, от чего
страдает ваш ребенок, какова реальная почва его фантазий. Быть может,
вам придется выслушать что-то не очень лестное в свой адрес; возможно,
окажется, что уже требуются и специальные меры — детская нервная система
ранима, и реакция на психическую травму легко закрепляется. Будьте
осторожны и внимательны!
Особенно осторожны будьте со столь любимым нами средством
от жизненных тягот — иронией. Ребенок любую шутку склонен расценивать
как насмешку,- особенно если упражняться на его счет вы будете на людях.
Если он доверил вам секрет — отнеситесь к нему бережно, не делайте
проблемы своего ребенка предметом болтовни с приятельницей.
А "выводить на чистую воду" и "припирать к стенке" не торопитесь.
Ребенок, как и всякий человек, имеет право хранить свои секреты. Если же
доверие ребенка к вам так велико, что он делится своими фантазиями,
не торопитесь запрещать и не паникуйте. Интересуйтесь, слушайте,
вникайте. Может быть, помечтаете вместе... |