Рабочая программа учителя-дефектолога(тифлопедагога)
Рабочая программа учителя-дефектолога для детей с нарушением зрения на 2013-2014 учебный год
Учитель-дефектолог Буланакова М.А.
Содержание
Пояснительная записка Принципы и подходы к формированию Программы Цели, задачи и принципы коррекционного обучения.
Основная часть 1.Особенности организации коррекционно-развивающей работы учителя-дефектолога
1.1Цели, задачи и принципы коррекционного обучения 1.2Формы организации коррекционной работы. 1.3.Основные направления коррекционно-развивающей работы учителя дефектолога 2.Структура планирования воспитательно-образовательной работы 2.1Комплексно-тематическое планирование
Пояснительная записка
Рабочая программа по развитию детей младшей и старшей группы компенсирующей направленности для детей с нарушением зрения (Далее - Программа) разработана в соответствии с основной общеобразовательной программой МБДОУ№67. Данная рабочая программа предназначена для работы с детьми младшего, среднего, старшего и подготовительного дошкольного возраста групп компенсирующей направленности для детей с нарушением зрения. Программа составлена в соответствии с Законом Российской Федерации «Об образовании», соответствующими направлениями «Концепции дошкольного воспитания», «Типовым положением о дошкольном образовательном учреждении», «Конвенцией о правах ребенка» и разработками отечественных ученых в области общей и специальной педагогики и психологии. Программа определяет содержание и организацию образовательного процесса младшей и старшей групп компенсирующей направленности для детей с нарушением зрения. Программа построена на позициях гуманно-личностного отношения к ребенку и направлена на его всестороннее развитие, формирование духовных и общечеловеческих ценностей, а также способностей и компетенций. Программа: • соответствует принципу развивающего образования, целью которого является развитие ребенка; • сочетает принципы научной обоснованности и практической применимости; • соответствует критериям полноты, необходимости и достаточности; • обеспечивает единство воспитательных, развивающих и обучающих целей и задач процесса образования детей дошкольного возраста, в ходе реализации которых формируются такие знания, умения и навыки, которые имеют непосредственное отношение к развитию до¬школьников; • строится с учетом принципа интеграции образовательных областей в соответствии с возрастными возможностями и особенностями детей, спецификой и возможностями образовательных областей; • основывается на комплексно-тематическом принципе построения образовательного процесса; • предусматривает решение программных образовательных задач в совместной деятельности взрослого и детей и самостоятельной деятельности дошкольников не только в рамках непосредственно образовательной деятельности, но и при проведении режимных моментов в соответствии со спецификой дошкольного образования; • предполагает построение образовательного процесса на адекватных возрасту формах работы с детьми. Основной формой работы с дошкольниками и ведущим видом их деятельности является игра. Слияние коррекционно-педагогического и лечебно-восстановительного процессов является особенностью, основным принципом работы специализированного образовательного учреждения. Это позволяет с одной стороны, быстрее добиваться лечебного эффекта в восстановлении зрительных функций, а с другой стороны обеспечивает полноценное развитие детей и их подготовку к обучению в школе. Все это помогает реализовывать принципы коррекционно-педагогического и образовательного процессов: • учет общих, специфических, индивидуальных особенностей развития детей с нарушением зрения; • комплексный подход к диагностике и коррекционной помощи детям с нарушением зрения; • перераспределение учебного материала и изменение темпа его прохождения при соблюдении дидактических требований соответствия содержания обучения познавательным возможностям детей; • дифференцированный подход к детям в зависимости от состояния их зрения и способов ориентации в познании окружающего мира; • создание офтальмо-гигиенических условий в групповых комнатах и лечебных кабинетах и специального распорядка жизни, лечения, воспитания и обучения детей с учетом их интересов и потребностей. Коррекционная работа включает время, отведенное на: - непосредственно образовательную деятельность, осуществляемую в процессе организации различных видов детской деятельности (игровой, коммуникативной, трудовой, познавательно-исследовательской, продуктивной, музыкально-художественной, чтения) с квалифицированной коррекцией недостатков в физическом и (или) психическом развитии детей; - образовательную деятельность с квалифицированной коррекцией недостатков в физическом и (или) психическом развитии детей, осуществляемую в ходе режимных моментов; - самостоятельную деятельность детей; - взаимодействие с семьями детей по реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования для детей с ограниченными возможностями здоровья. Основной формой организации коррекционной работы с детьми с нарушением зрения являются подгрупповая и индивидуальная образовательная деятельность, которую осуществляет учитель-дефектолог. Групповая работа проводится посредством интегрированной непосредственно образовательной деятельности с педагогом дополнительного образования, воспитателем и учителем–логопедом. Организация образовательной деятельности в группах компенсирующей направленности строиться с учетом комплексно-тематического принципа построения образовательного процесса. При этом деятельность специалистов и воспитателей групп компенсирующей направленности осуществляется интегрировано.
Характеристика детей с нарушением зрения.
Дети с нарушениями зрения представляют большую и очень разнообразную группу как по характеристике состояния их зрения, так и по происхождению заболеваний и условиям социального развития. У слабовидящих детей отмечаются различные состояния полей зрения, обусловленные характером и степенью зрительной патологии. Дети с глубокими нарушениями зрения в дошкольном возрасте начинают понимать свое отличие от нормально видящих детей, а в подростковом — по-настоящему переживать свое физическое несовершенство. Наличие у них недостатков зрения и осознание своего отличия от нормально видящих приобретает личностный смысл Психическое развитие детей с нарушениями зрения, так же как и зрячих, подчинено общим законам возрастных изменений и протекает в условиях ведущей для каждого возраста деятельности, благодаря которой формируются новые психические образования и зона ближайшего развития ребенка. Для детей с глубоки¬ми нарушениями зрения характерно замедленное формирование различных форм деятельности. При этом требуется специально направленное обучение ее элементам и главным образом исполнительной ее стороны, так как двигательная сфера слепых и слабовидящих детей является наиболее уязвимой, влияние дефекта на двигательные акты оказывается наибольшим. В связи с этим, развивающее влияние ведущей деятельности растягивается во времени. Например, в дошкольном возрасте у сле¬пых сосуществующими формами ведущей деятельности являются предметная и игровая (Л.И.Солнцева), а в младшем школьном -игра и учение (Д.М.Маллаев). У детей с нарушением зрения отмечается также замедленный темп формирования предметных действий, трудности использования их в самостоятельной деятельности. В дошкольном возрасте в становление предметной деятельности активно включается речь, обеспечивающая ее мотивацию и понимание функционального на¬значения предметов. Наиболее трудным компонентом остается исполнительская функция. Причина этого кроется в несовершенстве предметных действий слепого ребенка. Наблюдается значительное расхождение между пониманием функционального назначения предмета, которое есть у ребенка, и возможностью выполнить конкретное действие с этим предметом. Учебная деятельность детей с нарушениями зрения имеет как черты, свойственные зрячим, так и особенности, обусловленные патологией зрения. Так, учебная мотивация при выполнении задания имеет место у всех детей, однако ее стойкость у слепых и слабовидящих детей значительно ниже. При трудностях выполнения деятельности они могут ее менять на другую. При этом, имея задание выполнить последовательный ряд упражнений, дети могут считать, что цель достигнута, выполнив только одно из них. Внимание детей с нарушением зрения также имеет свои особенности. Практически все качества внимания, такие как активность (произвольное и непроизвольное внимание), направленность (внешняя и внутренняя), его широта (объем, распределение), переключение (трудное, легкое), интенсивность, сосредоточенность (высокая, низкая), устойчивость (устойчивое или неустойчивое), оказываются под влиянием нарушенного зрения, но способны к высокому развитию, достигая уровня его развития у зрячих, а порой и превышая его. Процесс реабилитации и интеграции слепых и слабовидящих в современное общество с его техническими успехами требует от них большей самостоятельности и активности, что связано также с развитием таких качеств, как произвольность организации деятельности, устойчивость и интенсивность деятельности, широта объема внимания, умение его распределять и переключать в зависимости от условий и требований деятельности. Таким образом, развитие внимания у лиц этой категории связано, как и у нормально видящих, с формированием волевых, интеллектуальных и эмоциональных свойств личности в условиях активной деятельности и осуществляется в соответствии с теми же закономерностями, что и у нормально видящих. При направленном психолого-педагогическом сопровождении, осуществляемом в период преддошкольного и дошкольного возраста, многих негативных явлений в развитии внимания можно избежать или ослабить их влияние. У детей с нарушением зрения наблюдается низкая познавательная активность, которая проявляется, хотя и не равномерно, но во всех видах психической деятельности. Этим обусловлены особенности восприятия, памяти, внимания, мышления и эмоционально-волевой сферы детей с нарушением зрения. Отмечается недостаточность процесса переработки сенсорной информации. Зачастую дети не могут целостно воспринимать наблюдаемые объекты, они воспринимают их фрагментарно, выделяя лишь отдельные признаки. У них беден и узок круг представлений об окружающих предметах и явлениях. Представления нередко не только схематичны, не расчленены, но даже и ошибочны, что самым отрицательным образом сказывается на содержании и результативной стороне всех видов их деятельности. Своеобразна речь детей. Негрубое недоразвитие речи может проявляться в нарушениях звукопроизношения, бедности и недостаточной дифференцированности словаря, трудностях усвоения логико-грамматических конструкций. У значительной части детей наблюдается недостаточность фонетико-фонематического восприятия, снижения слухоречевой памяти. Значительно отстают в развитии лексическая, семантическая, фонетическая стороны речи. Дети с нарушением зрения испытывают трудности ориентировании во времени и пространстве. Отмечается недостаточная координация пальцев, кисти руки, недоразвитие мелкой моторики. Образовательная деятельность в группах компенсирующей направленности осуществляется на основе основной общеобразовательной программы МБДОУ №67 с использованием специальной коррекционно-развивающей программы: - Программы специальных ( коррекционных) образовательных учреждений IV вида (для детей с нарушением зрения). Под ред. Л.И. Плаксиной.- М.: Издательство «Экзамен»2003г Содержание программы определено с учетом дидактических принципов, которые для детей с нарушением зрения приобретают особую значимость: от простого к сложному, систематичность, доступность и повторяемость материала.
1. Особенности организации коррекционно-развивающей работы учителя-дефектолога
1.1. Цели, задачи и принципы коррекционного обучения. Основная цель коррекционного обучения– формирование у детей знаний об окружающем мире, развитие элементарных математических представлений и всестороннее развитие психических процессов. Задачи: 1. Осуществление ранней диагностики, определение путей профилактики и координации психических нарушений. 2 Подбор, систематизация и совершенствование приемов и методов работы дефектолога в соответствии с программным содержанием. 3 Всестороннее развитие всех психических процессов с учетом возможностей, потребностей и интересов дошкольников. Принципы коррекционного обучения: 1. Принцип системности опирается на представление о психическом развитии как о сложной функциональной системе, структурной компоненты, которой находятся в тесном взаимодействии. Системность и комплексность коррекционной работы реализуются в учебном процессе благодаря системе повторения усвоенных навыков, опоры на уже имеющиеся знания и умения, что обеспечивает поступательное психическое развитие. 2. Принцип развития предполагает выделение в процессе коррекционной работы тех задач, которые находятся в зоне ближайшего развития ребенка. 3. Принцип комплексности предполагает, что устранение психических нарушений должно носить медико-психолого-педагогический характер, т.е. опираться на взаимосвязь всех специалистов ДОУ. Программа предусматривает полное взаимодействие и преемственность действий всех специалистов детского учреждения и родителей дошкольников. Совместная работа учителя-дефектолога и воспитателя является залогом успеха коррекционной работы. Комплексный подход обеспечивает более высокие темпы динамики общего и психического развития детей. Воспитатель закрепляет сформированные умения, создает условия для активизации познавательных навыков. 4. Принцип доступности предполагает построение обучения дошкольников на уровне их реальных познавательных возможностей. Конкретность и доступность обеспечиваются подбором коррекционно-развивающих пособий в соответствии с санитарно-гигиеническими и возрастными нормами. 5. Принцип последовательности и концентричности усвоения знаний предполагает такой подбор материала, когда между составными частями его существует логическая связь, последующие задания опираются на предыдущие. Такое построение программного содержания позволяет обеспечить высокое качество образования. Концентрированное изучения материала служит также средством установления более тесных связей между специалистами ДОУ. В результате использования единой темы на занятиях дефектолога, воспитателя, логопеда, музыкального руководителя дети прочно усваивают материал и активно пользуются им в дальнейшем. Коррекционная работа должна строится так, чтобы способствовать развитию высших психических функций: внимания, памяти, восприятия, мышления.
1.2. Формы организации коррекционной работы.
График организации образовательного процесса. Сроки Содержание работы 1-15 сентября Мониторинг психического развития детей. Заполнение тифлопедагогических карт, документации дефектологического кабинета 15 сентября – 15 мая Индивидуально-подгрупповые занятия с детьми Мониторинговая диагностика психического развития детей 15 мая – 31 мая Итоговая (мониторинговая) диагностика психического развития детей. Заполнение документации.
В процессе обучения используются различные формы организации дефектологических занятий: индивидуальные, подгрупповые и фронтальные.
Индивидуальная форма работы является наиболее эффективной, продолжительность занятий составляет 10-15 минут. Спустя два месяца дети объединяются в подгруппы из двух-трех человек, а время занятий увеличивается до 15-20 минут.
1.3.Основные направления коррекционно-развивающей работы учителя-дефектолога
Тифлопедагог в рамках общеразвивающего обучения решает следующие коррекционные задачи: • формирование у детей представлений о своих зрительных возможностях и умений пользоваться нарушенным зрением; • формирование умений получать информацию об окружающем мире с помощью всех сохранных анализаторов; • обучение детей использованию получаемой полисенсорной информации в предметно-практической, познавательной и коммуникативной деятельности, в пространственной ориентировке. Важнейшая задача, решаемая тифлопедагогом – формирование у детей навыков социально-адаптивного поведения. Это такое поведение, которое позволяет дошкольнику со зрительной патологией быть адекватным и самостоятельным в различных бытовых и простейших социальных ситуациях, а так же в общении со сверстниками и взрослыми. Целью работы тифлопедагога является: – формирование у детей с нарушением зрения социально-адаптивных форм общения и поведения, успешная подготовка к обучению в школе, интеграция ребенка в открытое общество. Основные направления работы тифлопедагога: 1) Тифлопедагогическое обследование детей 2) Изучение медицинских и офтальмологических карт 3) Наблюдение за детьми 4) Исследование зрительного восприятия 5) Проведение специальных коррекционных занятий: • Подгрупповые и индивидуальные занятия по развитию зрительного восприятия по следующим видам: формирование предметных представлений, формирование восприятия сенсорных эталонов, формирование восприятия сюжетных изображений • Подгрупповые и индивидуальные занятия по развитию мелкой моторики • Подгрупповые и индивидуальные занятия по формированию навыков ориентировки в пространстве • Подгрупповые и индивидуальные занятия по формированию навыков социально-бытовой ориентировки Методическая работа тифлопедагога: • посещение общеобразовательных занятий с целью изучения того, как дети усваивают программный материал, какие трудности испытывают, как овладевают приемами предметно-практической деятельности, что наиболее интересно и доступно. Каждому ребенку, насколько эффективны применяемые воспитателем методы коррекционного воздействия; • выступления на педагогических советах мя ознакомления воспитателей с особенностями развития, воспитания и обучения детей со зрительной патологией, а также коррекционными программами и методиками; • организация и проведение семинарских занятий по той или иной проблеме, обсуждение опыта работы; • индивидуальное консультирование воспитателей по конкретным вопросам воспитания и обучения детей, методов коррекционной работы; показ занятий с детьми с целью ознакомления воспитателей с конкретными методами и приемами коррекционной работы; • пропаганда тифлопедагогических знаний - организация выставок специальной литературы с аннотациями и рекомендациями по использованию, демонстрация дидактических материалов. • показ открытых занятий с детьми Работа с родителями. Одним из важнейших направлений является работа с семьями детей с нарушениями зрения. • выступления на родительских собраниях по общим вопросам воспитания, обучения и развития детей с нарушением зрения; • консультации для отдельных групп родителей с учетом общих для них проблем, связанных с особенностями развития детей, трудностями в овладении определенными знаниями; • индивидуальное консультирование родителей; • проведение для родителей индивидуальных и подгрупповых коррекционных занятий, целью которых является обучение родителей приемам взаимодействия с ребенком; выставки специальной, доступной для понимания родителей, литературы с аннотациями тифлопедагога; выставки игр и специальных пособий, которые родители могут использовать в занятиях с детьми дома; • выставки детских работ, выполненных на занятиях тифлопедагога; задания на дом (на выходные дни, на лето). • выставки специальной литературы, игр, пособий, детских работ • рекомендации по закреплению и совершенствованию сформированных у детей навыков на занятиях, профилактике зрительных утомлений, развитию зрительных функций. Содержание коррекционной работы должно обеспечивать: 1. выявление особых образовательных потребностей детей с ограниченными возможностями здоровья, обусловленных недостатками в их физическом и (или) психическом развитии; 2. осуществление индивидуально ориентированной психолого-медики-педагогической помощи детям с ограниченными возможностями здоровья с учетом особенностей психофизического развития и индивидуальных возможностей детей (в соответствии с рекомендациями психолого-медико-психологической комиссии ); 3. возможность освоения детьми с ограниченными возможностями здоровья Программы и их интеграции в образовательном учреждении.
2. Структура планирования воспитательно-образовательной работы
2.1. Комплексно-тематическое планирование Тема Развернутое содержание работы Период Итоговые мероприятия До свидания, лето, здравствуй, детский сад! Вызвать у детей радость от возвращения в детский сад. Продолжать знакомство с детским садом как ближайшим социальным окружением ребенка: профессии сотрудников детского сада (воспитатель, младший воспитатель, музыкальный руководитель, дворник), предметное окружение, правила поведения в детском саду, взаимоотношения со сверстниками. Знакомить детей друг с другом в ходе игр (если дети уже знакомы, помочь вспомнить друг друга). Формировать дружеские, доброжелательные отношения между детьми (коллективная художественная работа, песенка о дружбе, совместные игры). 02 сентября — 13 сентября Развлечение для детей «Здравствуй, детский сад!» Осень Расширять представления детей об осени (сезонные изменения в природе, одежде людей, на участке детского сада), Знакомить с сельскохозяйственными профессиями. Знакомить с правилами безопасного поведения на природе. Воспитывать бережное отношение к природе. Развивать умения замечать красоту осенней природы, вести наблюдения за погодой. 16 -29 сентября Выставка детского творчества. Подарки осени Расширять представления детей об осени (сезонные изменения в природе, о времени сбора урожая, о некоторых овощах, фруктах, ягодах, грибах) 30 сентября -18 октября Праздник «Осень».
Я и моя семья Формировать начальные представления о здоровье и здоровом образе жизни. Расширять представления детей об осени и сезонных изменениях. Формировать образ Я. Формировать элементарные навыки ухода за своим лицом и телом. Развивать представления о своем внешнем облике. Развивать гендерные представления, Формировать умение называть свое имя, фамилию, имена членов семьи, говорить о себе в первом лице. Развивать представления о своей семье. 21 октября — 1 ноября День здоровья. Спортивное развлечение. Эти удивител-ные животные Формировать первичные представления детей об окружающем мире. Расширять знания о животных и птицах, месте их жительства (домашние-дикие). Формировать представления о детенышах животных. Экологическое воспитание. Развивать творческие и конструктивные способности детей. Формировать элементарные математические представления. 4-22 ноября Выставка детских работ по теме «Животные», изготовление группового панно «Домашние, дикие животные»
Мамин день Знакомить детей с доступными их пониманию целями человеческой деятельности. Формировать у детей особое отношение к членам своей семьи (матери, бабушке). Помочь ставить, удерживать и реализовать поставленную ребёнком цель в совместной творческой деятельности. 25-29 ноября Развлечение «В гостях у бабушки Варварушки» Коллективная работа панно «Нашей маме» Зимние забавы Создавать благоприятные условия для восприятия и созерцания, обращать внимание на красоту природы, сезонные изменения, живописи, книжной иллюстрации, музыки. Побуждать эмоциональную отзывчивость к эстетической стороне окружающей действительности. Расширять представления о зиме. Знакомить с зимними видами спорта, Формировать представления о безопасном поведении зимой. Организовать яркие радостные общие события жизни детей. 2 -14 декабря Игра - развлечение «Снежинки» Игрушки Формировать у детей представление о многообразии игрушек. Развивать умение связно, логично высказывать свою мысль. Дать представление о том, что мальчики и девочки играют в разные игрушки; Воспитывать заботливое, бережное отношение к игрушкам. 16-20 декабря Развлечение «Путешествие игрушек» Новогодний праздник, новогодние подарки Организовывать все виды детской деятельности (игровой, коммуникативной, трудовой, познавательно-исследовательской, продуктивной, музыкально-художественной, чтения) вокруг темы Нового года и новогоднего праздника. 23-31 декабря Новогодний утренник. Рождественские потехи
Организовать яркие радостные общие события жизни детей. Поддерживать интерес детей к традиционным праздникам. Создать условия для участия родителей в жизни группы. 9-17 января Развлечение «Рождественские потехи» Мой дом, мой город Знакомить детей с родным городом, с предметами домашнего обихода, с транспортом, «городскими» профессиями (врач, продавец, милиционер), комнатными растениями и т.д. 20 января -7февраля Создание групповых альбомов по темам «Транспорт», «Профессии нашего города» Я вырасту здоровым Расширять представления о здоровье и ЗОЖ. Воспитывать стремление вести ЗОЖ. Формировать положительную самооценку. Развивать творческие и конструктивные способности детей. Формировать элементарные математические представления. 10 -14 февраля Мини-праздник «Весёлые мячики» Папин праздник Осуществлять патриотическое воспитание. Знакомить с «военными» профессиями. Воспитывать любовь к Родине. Формировать первичные гендерные представления (воспитывать в мальчиках стремления быть сильными, смелыми, стать защитниками Родины). 17-21 февраля Коллективная работа «Нашим папам»
8 марта Организовывать все виды детской деятельности (игровой, коммуникативной, трудовой, познавательно исследовательской, продуктивной, музыкально художественной, чтения) вокруг темы семьи, любви к маме, бабушке. Воспитывать уважение к воспитателям. 24 февраля - 7 марта Праздник «8 Марта». Выставка детского творчества. Мир вокруг нас Расширять представления детей о вещах: одежде, обуви, головных уборах и их предназначении. Дать первичные представления о свойствах материалов. Развивать творческие и конструктивные способности детей. Формировать элементарные математические представления. 10-21 марта Оформление уголка «Ряженья»
Какие краски у весны! Расширять представления о весне. Воспитывать бережное отношения к природе, умение замечать красоту весенней природы. Расширять представления о сезонных изменениях (изменения в погоде, растения весной, поведениезверей и птиц). Расширять представления о простейших связях в природе (потеплело — появилась травка и т. д.). 24 марта-29 марта Коллективный коллаж «Краски весны»
Прогулки по лесу Развивать наблюдательность, воспитывать бережное отношение к природе, знакомить с перелетными птицами, птицами леса. Воспитывать бережное отношения к природе 31 марта -4 апреля Выставка детского творчества «Птицы», оформление групповых альбомов, «День здоровья» – 7 апреля. Наша планета Земля Познакомить детей с понятием «космос», формировать первичные представления о планете Земля, воспитывать бережное отношение к природе. Знакомство с обитателями планеты (рыбы, насекомые и тд). 7 -25 апреля Развлечение «Космическое путешествие» Азбука пешехода Создать условия для формирования у детей основ безопасного поведения, формировать самостоятельность и ответственность за свое поведение, ознакомить с основными правилами безопасного поведения на дороге. 28 апреля- 2 мая Аппликация «Наш друг светофор» День победы Вызывать эмоциональный отклик на явления общественной жизни. Побуждать детей бережно и уважительно относиться к старшим членам своей семьи (бабушкам, дедушкам). Создавать атмосферу эмоционального комфорта, тепла и понимания. Способствовать возникновению у ребёнка ощущения, что продукт его творческой деятельности интересен всем. Организовать яркие радостные общие события жизни детей. 6 – 17мая Изготовление открыток в подарок близким. Вместе с куклой мы растем Воспитывать чувство заботы и понимания, развивать речь, побуждать бережно относиться к игрушке и окружающим. 19-31 мая Развлечение «В гостях у куклы Маши»
Телефоны "горячей линии", адреса электронных приемных для обращения граждан:
2-35-59 - заведующий МБДОУ №67;
mbdoy67@mail.ru - электронная почта МБДОУ;
2-09-27- Управление образования Киселевского городского округа;
42yokisl@mail.ru - электронная почта Управления образования Киселевского городского округа