Детский сад №67
"Росинка"

Наш любимый детский сад!
Он всегда нам очень рад!
Категории раздела
Информация для родителей [22]
Информация для педагогов [11]
Страничка учителя-логопеда [7]
Страничка учителя-дефектолога [6]

Меню сайта

НАШ ОПРОС
Оцените наш сайт
Всего ответов: 615

Рассказать о нас

Главная » Статьи » Страничка учителя-логопеда

Готовность ребенка к чтению
Последние несколько десятилетий мы наблюдаем в обществе повальное увлечение ранним обучением детей чтению. Появились авторские методики обучения дошкольников (методика Зайцева и др.). Эта новация увлекла родителей: ребенок, научившийся читать необычно рано, для родителей предмет гордости. Сформировался определенный социальный заказ, на который отреагировали педагоги детских садов и коммерческие структуры.
Однако часто слышатся от родителей и специалистов сетования на то, что школьники не любят читать. Число детей, у которых нет интереса к чтению художественной литературы, растет. Немало и таких детей, которые не могут овладеть полноценным навыком чтения на протяжении всего периода обучения в школе, причем среди них есть и те, кого начинали обучать чтению с четырех, пяти лет. Возникает некий парадокс: начинаем учить читать все раньше и раньше, а любителей чтения все меньше и меньше. Некоторые приписывают это исключительно влиянию телевидения и компьютеров. Однако, вероятно, этот феномен имеет более серьезные причины. Одна из них – психологическая неготовность многих детей к раннему обучению чтению.
Можно выделить разные аспекты готовности ребенка к усвоению навыкам чтения. Один из них – востребованность. С самого рождения ребенок оказывается в мире «текстов». На то, чтобы научиться в совершенстве понимать устноречевые тексты, уходит все детство, отрочество и отчасти зрелость.
Известно, что характер построения и стилистика письменного и устного текстов различны. Письменная (печатная) речь базируется на монологической, контекстной речи, которую дети осваивают в полной мере лишь в старшем школьном возрасте. С такими текстами ребенок начинает знакомится, когда ему читают книги вслух. Понимание такой речи сложнее, чем обиходной, составляющей основу устной речи, но оно облегчается тем обстоятельством, что взрослый сопровождает своими комментариями; существенно помогают понимать текст иллюстрации. Ситуация, когда мама или папа читает малышу книгу, носит отчетливо коммуникативный характер, и это создает мощное эмоциональное подкрепление интереса ребенка к книге. Самостоятельное чтение ребенком книги может быть интересным для него как овладение новым навыком, приобщение к очень важному атрибуту взрослой жизни. Именно поэтому довольно рано у детей возникает игровая имитация процесса чтения, хотя читать они еще не умеют. Собственно содержание книжных текстов понимается детьми при самостоятельном чтении очень поверхностно и фрагментарно и мало что привносит в их умственное развитие. В их лексиконе могут появиться новые книжные словечки, но эта лексика не полна еще полноценным содержанием.Таким образом, для большинства детей 5 лет и младше книга – очередная игрушка. Как любая игрушка, она теряет со временем новизну, и интерес к ней гаснет.
Следовательно, для большинства детей дошкольного возраста самостоятельное чтение не является еще насущной потребностью. Печатное слово не может конкурировать с образом, который в этом возрасте является основной, ведущей формой мышления ребенка.
В настоящее время основной методикой обучения чтению является аналитико-синтетический метод. Он опирается на владение фонематическим анализом как обязательное условие усвоение звукобуквенной символики. Это предполагает сформированность у ребенка определенных психологических и языковых операций, достаточной зрелости фонематического восприятия и языкового осознания.
Важным условием к готовности к полноценному овладению чтением является наличие у ребенка достаточно большого словарного запаса. Следует иметь ввиду, что лексика литературных текстов значительно превышает пределы лексикона обиходной разговорной речи. И чем больше разрыв между ними, тем хуже понимание прочитанного.
Проблема оптимального возраста обучения чтению осложняется еще одним обстоятельством. Между сверстниками существует значительная разница в темпах созревания основных функций: одни развиваются с опережением возрастных показателей, другие - в средних темпах, третьи – с некоторым запаздыванием.
Решение о готовности ребенка к освоению чтения следует принимать индивидуально. Определенным подспорьем в этом может служить поведение, спектр интересов самого ребенка. Если он созрел для освоения чтением, он сам активно начинает проявлять интерес к буквам, печатным текстам, задает много вопросов по этому поводу, охотно включается в соответствующие игры.
Категория: Страничка учителя-логопеда | Добавил: larchik (02.12.2013)
Просмотров: 899 | Рейтинг: 5.0/3
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Поиск по сайту

Карта сайта
- Карта сайта

Горячая линия
Телефоны "горячей линии", адреса электронных приемных для обращения граждан: 2-35-59 - заведующий МБДОУ №67; mbdoy67@mail.ru - электронная почта МБДОУ; 2-09-27- Управление образования Киселевского городского округа; 42yokisl@mail.ru - электронная почта Управления образования Киселевского городского округа

Полезные ссылки
- Официальный сайт Управления образования администрации Киселевского городского округа - Очередь в дошкольные образовательные учреждения - Официальный сайт Министерства образования и науки Российской Федерации - Федеральный портал "Российское образование" - Информационная система "Единое окно доступа к образовательным ресурсам" - Федеральный институт развития образования (ФИРО) - Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов - Федеральный центр информационно-образовательных ресурсов - Сайт Воспитай-ка! - КРИПК и ПРО г. Кемерово - Аттестация педагогических работников - Сертификация педагогических и руководящих работников - Ассоциация предприятий текстильной и легкой промышленности Кемеровской области

Статистика

Онлайн всего: 2
Гостей: 2
Пользователей: 0

ВАЖНЫЕ ССЫЛКИ:

 

Федеральный портал Российское Образование

 

  

РОСОБРНАДЗОР

 

 

 
Министерство образования и науки Российской федерации

 

Официальный интернет-портал

правовой информации

 

 

 

  

 
Областной центр мониторинга качества образования
Copyright MyCorp © 2024