|
| | | |
Готовность ребенка к чтению
Последние несколько десятилетий мы наблюдаем в обществе повальное увлечение ранним обучением детей чтению. Появились авторские методики обучения дошкольников (методика Зайцева и др.). Эта новация увлекла родителей: ребенок, научившийся читать необычно рано, для родителей предмет гордости. Сформировался определенный социальный заказ, на который отреагировали педагоги детских садов и коммерческие структуры. Однако часто слышатся от родителей и специалистов сетования на то, что школьники не любят читать. Число детей, у которых нет интереса к чтению художественной литературы, растет. Немало и таких детей, которые не могут овладеть полноценным навыком чтения на протяжении всего периода обучения в школе, причем среди них есть и те, кого начинали обучать чтению с четырех, пяти лет. Возникает некий парадокс: начинаем учить читать все раньше и раньше, а любителей чтения все меньше и меньше. Некоторые приписывают это исключительно влиянию телевидения и компьютеров. Однако, вероятно, этот феномен имеет более серьезные причины. Одна из них – психологическая неготовность многих детей к раннему обучению чтению. Можно выделить разные аспекты готовности ребенка к усвоению навыкам чтения. Один из них – востребованность. С самого рождения ребенок оказывается в мире «текстов». На то, чтобы научиться в совершенстве понимать устноречевые тексты, уходит все детство, отрочество и отчасти зрелость. Известно, что характер построения и стилистика письменного и устного текстов различны. Письменная (печатная) речь базируется на монологической, контекстной речи, которую дети осваивают в полной мере лишь в старшем школьном возрасте. С такими текстами ребенок начинает знакомится, когда ему читают книги вслух. Понимание такой речи сложнее, чем обиходной, составляющей основу устной речи, но оно облегчается тем обстоятельством, что взрослый сопровождает своими комментариями; существенно помогают понимать текст иллюстрации. Ситуация, когда мама или папа читает малышу книгу, носит отчетливо коммуникативный характер, и это создает мощное эмоциональное подкрепление интереса ребенка к книге. Самостоятельное чтение ребенком книги может быть интересным для него как овладение новым навыком, приобщение к очень важному атрибуту взрослой жизни. Именно поэтому довольно рано у детей возникает игровая имитация процесса чтения, хотя читать они еще не умеют. Собственно содержание книжных текстов понимается детьми при самостоятельном чтении очень поверхностно и фрагментарно и мало что привносит в их умственное развитие. В их лексиконе могут появиться новые книжные словечки, но эта лексика не полна еще полноценным содержанием.Таким образом, для большинства детей 5 лет и младше книга – очередная игрушка. Как любая игрушка, она теряет со временем новизну, и интерес к ней гаснет. Следовательно, для большинства детей дошкольного возраста самостоятельное чтение не является еще насущной потребностью. Печатное слово не может конкурировать с образом, который в этом возрасте является основной, ведущей формой мышления ребенка. В настоящее время основной методикой обучения чтению является аналитико-синтетический метод. Он опирается на владение фонематическим анализом как обязательное условие усвоение звукобуквенной символики. Это предполагает сформированность у ребенка определенных психологических и языковых операций, достаточной зрелости фонематического восприятия и языкового осознания. Важным условием к готовности к полноценному овладению чтением является наличие у ребенка достаточно большого словарного запаса. Следует иметь ввиду, что лексика литературных текстов значительно превышает пределы лексикона обиходной разговорной речи. И чем больше разрыв между ними, тем хуже понимание прочитанного. Проблема оптимального возраста обучения чтению осложняется еще одним обстоятельством. Между сверстниками существует значительная разница в темпах созревания основных функций: одни развиваются с опережением возрастных показателей, другие - в средних темпах, третьи – с некоторым запаздыванием. Решение о готовности ребенка к освоению чтения следует принимать индивидуально. Определенным подспорьем в этом может служить поведение, спектр интересов самого ребенка. Если он созрел для освоения чтением, он сам активно начинает проявлять интерес к буквам, печатным текстам, задает много вопросов по этому поводу, охотно включается в соответствующие игры.
|
Категория: Страничка учителя-логопеда | Добавил: larchik (02.12.2013)
|
Просмотров: 899
| Рейтинг: 5.0/3 |
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи. [ Регистрация | Вход ]
|
| |
| |
|
|