Детский сад №67
"Росинка"

Наш любимый детский сад!
Он всегда нам очень рад!
Категории раздела
Информация для родителей [22]
Информация для педагогов [11]
Страничка учителя-логопеда [7]
Страничка учителя-дефектолога [6]

Меню сайта

НАШ ОПРОС
Оцените наш сайт
Всего ответов: 615

Рассказать о нас

Главная » Статьи » Страничка учителя-логопеда

Что такое общее недоразвитие речи
Этапы развития речи
2-3 месяца: гуление (произнесение звуков «А», «Ы» , «У», иногда в сочетании с «Г»);
7-9 месяцев: лепет (произнесение одинаковых слогов: «МА-МА-МА», «ДЯ-ДЯ-ДЯ»,«БА-БА-БА»);
9-11 месяцев: малыш начинает подражать звукам речи взрослых;
11-13 месяцев: появляются первые осмысленные слова из двух одинаковых слогов («ПАПА», «МАМА», «БАБА», «ДЯДЯ»);
2-3 года: появляются первые предложения;

Таковы этапы развития речи ребенка в норме. Любое отклонение от нормы на любом из этапов требует консультации специалистов. Если вы заметили какое-либо отклонение, не пускайте всё на самотек.
Ни в коем случае не слушайте советов типа: «У нашего тоже было так, а теперь сам разговорился».
Говорить-то ребенок будет, только вопрос в том, что это будет за речь.
Родители, помните: «застарелые» дефекты речи исправляются гораздо труднее!!!
Представьте себе, что речь ребенка - это глина: пока она сырая - ей легко придать правильную форму. Но попробуйте что-нибудь слепить из уже подсохшей глины. Результат будет по меньшей мере плачевным!
Признаки нарушений речи
к концу 1-ого месяца ребенок не кричит перед кормлением;
к концу 4-ого месяца не улыбается, когда с ним говорят и не гулит;
к концу 5-ого месяца не прислушивается к музыке;
к 7-ому месяцу не узнает голоса близких, не реагирует на интонации;
к концу 9-ого месяца отсутствует лепет и ребенок не может повторять за взрослыми звукосочетания и слоги, подражая интонации говорящего;
к концу 10-ого месяца малыш не машет головой в знак отрицания или ручкой в знак прощания;
к 1 году ребенок не может произнести ни слова и не выполняет простейшие просьбы («дай», «покажи», «принеси»);
к году 4-м месяцам не может назвать маму «мамой», а папу «папой»;
к году 9-ти месяцам не может произнести 5-6 осмысленных слов;
к 2 годам не показывает части тела, которые ему называют; не выполняет сложные просьбы («пойди в комнату и возьми там книгу») и не узнает близких на фотографиях;
к 2,5 годам не знает разницу между понятиями «большой» и «маленький»;
в 3 года не может пересказать короткие стихи и сказки, не может определить, какой из предметов самый большой, не может сказать, как его имя и фамилия;
в 4 года не знает названия цветов, не может рассказать ни одного стихотворения;
Итак, логопед поставил вашему малышу диагноз.
Что же он обозначает.
Общее недоразвитие речи (ОНР) - различные сложные речевые расстройства, при которых нарушено формирование всех компонентов речевой системы, т.е. звуковой стороны (фонетики) и смысловой стороны (лексики, грамматики).
ОНР характеризуется нарушением произношения и различения звуков, маленьким словарным запасом, затрудненным словообразованием и словоизменением, неразвитой связной речью.

Выделяют три уровня речевого развития, которые отражают типичное состояние компонетов языка при ОНР:
1-ый уровень - полное отсутствие речи или наличие лишь ее элементов.
Особенности:
 словарь детей состоит из лепетных слов типа «ЛЯЛЯ», «БИБИ»;
 при этом одно слово может обозначать разные понятия («ЛЯЛЯ» - это и кукла и девочка);
 часто названия предметов употребляются вместо названий действий и наоборот: «ТУЙ» (стул) - сидеть, «ПАТЬ» (спать) - кровать;
 такие дети не умеют строить фразы; они говорят однословные слова-предложения типа «ДАЙ»;
 многие звуки не произносятся;
 сложные слова сокращаются до простых: «АБА» (собака), «АЛЕТ» (самолет);
2-й уровень Особенности:
 достаточно большой словарный запас; двухсловные и трехсловные фразы;
 используемые слова сильно искажены и связи между словами в предложениях еще не оформлены; например: «КАДАС ЛЕДИТ ТОЙ» (карандаш лежит на столе);
 нарушено согласование слов; например: «ИСА БЕЗАЛ» (лиса бежала);
 в сложных словах часто переставляются слоги или добавляются новые; например: «ЛИСИПЕД» (велосипед);
3-й уровень: характеризуется развернутой разговорной фразой и отсутствием грубых нарушений в развитии различных сторон речи; однако есть нарушения в оформлении сложных речевых единиц.
Особенности:
 неправильное употребление окончаний и рассогласование слов: «СТУЛЫ»(стулья); «КРАСНАЯ СОЛНЦЕ» (красное солнце); «ДВА БУЛКИ» (две булки);
 упрощение сложных предлогов: «ИЗ СТОЛА» (из-за стола);
 словарный запас достаточно большой, но может отсутствовать знание нюансов (например, ребенок может не знать, таких частей тела, как запястье, локоть, переносица);
 неправильное образование уменьшительно-ласкательных форм: «СТУЛИК» (стульчик); относительных прилагательных: «СТЕКЛОВЫЙ» (стеклянный); притяжательных прилагательных: «ЛИСОВАЯ ШКУРА» (лисья шкура); и глаголов с приставками: «ЗАШИВАТЬ ПУГОВИЦУ» (пришивать пуговицу);
 слоговая структура слова воспроизводится правильно, за исключением сложных слов; например: «МАЦАНЕР» (милиционер);
 звуки произносятся правильно, кроме некоторых сложных звуков: «Р», «Л»;
 нарушен звуковой анализ и синтез (ребенок не может выделить первые и последние звуки в слове, плохо подбирает картинки на заданный звук);
Возможные причины нарушений речи:

Точную причину нарушений, конечно же, должен определить врач. Возможно, потребуется консультация не только логопеда, но и невропатолога, ортодонта и отоларинголога. Но вы сами можете предположить, что могло вызвать задержку речевого развития.

 негативные факторы в период беременности и родов;
 «педагогическая запущенность» - ребенок по разным причинам не получает достаточного внимания к себе; здесь речь идет не только об отсутствии регулярных занятий с ребенком, но в первую очередь об общении с ребенком в целом;
 перинатальная энцефалопатия (ПЭП) - один из самых распространенных диагнозов; это понятие объединяет различные по происхождению поражения головного мозга до, во время или после родов; этот диагноз означает неполноценность ребенка, однако такому малышу необходим очень квалифицированный специалист;
 частые болезни, инфекции, травмы до 3 лет;
 наследственные факторы;
 снижение слуха;
 анатомические особенности челюстно-лицевого аппарата;
 сосание пальца;

Виды дефектов речи
Нижеследующая информация приведена только в ознакомительных целях.
Не пытайтесь поставить диагноз самостоятельно! Это может сделать только специалист.
В современной психологии выделяются два типа нормального развивающихся с точки зрения речи детей: говоруны и молчуны.
«Говоруны» проявляют повышенную активность и интерес к окружающему миру. Такие дети любят что-то рассказывать, задавать много вопросов и легко осваиваются в новой обстановке. Иногда они начинают говорить раньше, чем другие дети.
«Молчуны» склонны к созерцательности. Новая обстановка требует для них адаптации. Могут начать говорить поздно, но практически сразу без дефектов. Таким малышам важно, чтобы их слышали и понимали. Поэтому родители должны постараться внимательно реагировать на вопросы малыша. Однако, если «молчун» не начал говорить к 2-3 годам, нужно обратиться к специалисту.

Дислалия - это самое распространенное нарушение.
Особенности: хороший словарный запас, правильное построение предложений и согласование слов; но есть дефектное произношение некоторых звуков.
Дизартрия - нарушение произношения, вызванное недостаточной работой нервов, связывающих речевой аппарат с центральной нервной системой (то есть недостаточной иннервацией); при дизартрии страдает произношение всех групп звуков.
Особенности: «смазанная» речь, нарушение голосообразования, ритма, интонации и темпа речи.
Ринолалия - это нарушение тембра голоса, вызванное анатомическими дефектами речевого аппарата.
Особенности: голос приобретает «носовое звучание».
Заикание - нарушение темпа, ритма, плавности речи, вызванное судорогами мышц лицевого аппарата; возникает в возрасте 2 - 2,5 года.
Особенности: вынужденные остановки в речи, повторения отдельных звуков и слогов, добавление перед отдельными словами лишних звуков («А», «И»).
Профилактика заикания:
• речь окружающих должна быть неторопливой, правильной и отчетливой;
• нужно ограничить контакты малыша с заикающимися;
• не допускайте скандалов и конфликтов при ребенке;
• избегайте психических и физических травм (особенно головы);
• не перегружайте ребенка информацией и впечатлениями;
• не опережайте развитие ребенка и не пытайтесь сделать из него вундеркинда;
• не запугивайте ребенка страшными сказками и всякими бабками-ёжками;
• не оставляйте ребенка в качестве наказания в темном помещении, не бейте ребенка;
Алалия - это полное или частичное отсутствие речи у детей (до 3-5 лет); оно обусловлено недоразвитием или поражением речевых областей в левом полушарии коры головного мозга, наступившем во внутриутробном или раннем развитии ребенка.
Особенности:
моторная алалия - ребенок понимает речь, но не умеет её воспроизводить;
сенсорная алалия - ребенок не понимает чужую речь; наблюдается автоматическое повторение чужих слов (вместо ответа на вопрос малыш повторяет сам вопрос).
Мутизм - прекращение речевого развития из-за психической травмы.
Особенности:
общий мутизм - ребенок не говорит вообще;
избирательный мутизм - своим молчанием малыш протестует против каких-либо обстоятельств или людей;
Детский аутизм - состояние психики, при котором ребенок полностью уходит в свои переживания и отстраняется от внешнего мира; при этом отсутствуют элементарные бытовые навыки и речь.
Особенности:
• дети легко возбудимы и иногда агрессивны;
• часто зацикливаются на чем-то; такие дети могут предпочитать какой то пределенный вид продуктов не из-за вкусовых качеств, а скажем, из-за внешнего вида, и при этом отказываются от другой предложенной пищи; например малыш может не захотеть пить молоко из пакета, а не из картонной упаковки;
• с первых месяцев малыш не стремится к общению со взрослыми, не прижимается к матери;
• для таких детей характерно чувство опасности; но их страхи часто имеют необычную направленность: малыш может пугаться, например, письменного стола, но совершенно не бояться собак и высоты;

Общее недоразвитие речи может наблюдаться при сложных формах детской речевой патологии: алалии (всегда), а также ринолалии, дизартрии (иногда).
Несмотря на различную природу дефектов, у детей с ОНР имеются типичные проявления, которые указывают
на системные нарушения речевой деятельности:
 более позднее начало речи (первые слова появляются к 3-4, а иногда и к 5 годам);
 речь недостаточно грамматически и фонетически оформлена;
 ребёнок, понимает обращенную к нему речь, но не может сам правильно озвучить свои мысли;
 речь детей с ОНР является малопонятной;
Категория: Страничка учителя-логопеда | Добавил: larchik (15.10.2013) | Автор: Лариса Викторовна E
Просмотров: 699 | Теги: консультация логопеда онр, онр по возрастам, онр что это, общее недоразвитие речи дошкольнико, общее недоразитие речи у ребенка | Рейтинг: 5.0/3
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Поиск по сайту

Карта сайта
- Карта сайта

Горячая линия
Телефоны "горячей линии", адреса электронных приемных для обращения граждан: 2-35-59 - заведующий МБДОУ №67; mbdoy67@mail.ru - электронная почта МБДОУ; 2-09-27- Управление образования Киселевского городского округа; 42yokisl@mail.ru - электронная почта Управления образования Киселевского городского округа

Полезные ссылки
- Официальный сайт Управления образования администрации Киселевского городского округа - Очередь в дошкольные образовательные учреждения - Официальный сайт Министерства образования и науки Российской Федерации - Федеральный портал "Российское образование" - Информационная система "Единое окно доступа к образовательным ресурсам" - Федеральный институт развития образования (ФИРО) - Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов - Федеральный центр информационно-образовательных ресурсов - Сайт Воспитай-ка! - КРИПК и ПРО г. Кемерово - Аттестация педагогических работников - Сертификация педагогических и руководящих работников - Ассоциация предприятий текстильной и легкой промышленности Кемеровской области

Статистика

Онлайн всего: 2
Гостей: 2
Пользователей: 0

ВАЖНЫЕ ССЫЛКИ:

 

Федеральный портал Российское Образование

 

  

РОСОБРНАДЗОР

 

 

 
Министерство образования и науки Российской федерации

 

Официальный интернет-портал

правовой информации

 

 

 

  

 
Областной центр мониторинга качества образования
Copyright MyCorp © 2024