Этапы развития речи 2-3 месяца: гуление (произнесение звуков «А», «Ы» , «У», иногда в сочетании с «Г»); 7-9 месяцев: лепет (произнесение одинаковых слогов: «МА-МА-МА», «ДЯ-ДЯ-ДЯ»,«БА-БА-БА»); 9-11 месяцев: малыш начинает подражать звукам речи взрослых; 11-13 месяцев: появляются первые осмысленные слова из двух одинаковых слогов («ПАПА», «МАМА», «БАБА», «ДЯДЯ»); 2-3 года: появляются первые предложения;
Таковы этапы развития речи ребенка в норме. Любое отклонение от нормы на любом из этапов требует консультации специалистов. Если вы заметили какое-либо отклонение, не пускайте всё на самотек. Ни в коем случае не слушайте советов типа: «У нашего тоже было так, а теперь сам разговорился». Говорить-то ребенок будет, только вопрос в том, что это будет за речь. Родители, помните: «застарелые» дефекты речи исправляются гораздо труднее!!! Представьте себе, что речь ребенка - это глина: пока она сырая - ей легко придать правильную форму. Но попробуйте что-нибудь слепить из уже подсохшей глины. Результат будет по меньшей мере плачевным! Признаки нарушений речи к концу 1-ого месяца ребенок не кричит перед кормлением; к концу 4-ого месяца не улыбается, когда с ним говорят и не гулит; к концу 5-ого месяца не прислушивается к музыке; к 7-ому месяцу не узнает голоса близких, не реагирует на интонации; к концу 9-ого месяца отсутствует лепет и ребенок не может повторять за взрослыми звукосочетания и слоги, подражая интонации говорящего; к концу 10-ого месяца малыш не машет головой в знак отрицания или ручкой в знак прощания; к 1 году ребенок не может произнести ни слова и не выполняет простейшие просьбы («дай», «покажи», «принеси»); к году 4-м месяцам не может назвать маму «мамой», а папу «папой»; к году 9-ти месяцам не может произнести 5-6 осмысленных слов; к 2 годам не показывает части тела, которые ему называют; не выполняет сложные просьбы («пойди в комнату и возьми там книгу») и не узнает близких на фотографиях; к 2,5 годам не знает разницу между понятиями «большой» и «маленький»; в 3 года не может пересказать короткие стихи и сказки, не может определить, какой из предметов самый большой, не может сказать, как его имя и фамилия; в 4 года не знает названия цветов, не может рассказать ни одного стихотворения; Итак, логопед поставил вашему малышу диагноз. Что же он обозначает. Общее недоразвитие речи (ОНР) - различные сложные речевые расстройства, при которых нарушено формирование всех компонентов речевой системы, т.е. звуковой стороны (фонетики) и смысловой стороны (лексики, грамматики). ОНР характеризуется нарушением произношения и различения звуков, маленьким словарным запасом, затрудненным словообразованием и словоизменением, неразвитой связной речью.
Выделяют три уровня речевого развития, которые отражают типичное состояние компонетов языка при ОНР: 1-ый уровень - полное отсутствие речи или наличие лишь ее элементов. Особенности: словарь детей состоит из лепетных слов типа «ЛЯЛЯ», «БИБИ»; при этом одно слово может обозначать разные понятия («ЛЯЛЯ» - это и кукла и девочка); часто названия предметов употребляются вместо названий действий и наоборот: «ТУЙ» (стул) - сидеть, «ПАТЬ» (спать) - кровать; такие дети не умеют строить фразы; они говорят однословные слова-предложения типа «ДАЙ»; многие звуки не произносятся; сложные слова сокращаются до простых: «АБА» (собака), «АЛЕТ» (самолет); 2-й уровень Особенности: достаточно большой словарный запас; двухсловные и трехсловные фразы; используемые слова сильно искажены и связи между словами в предложениях еще не оформлены; например: «КАДАС ЛЕДИТ ТОЙ» (карандаш лежит на столе); нарушено согласование слов; например: «ИСА БЕЗАЛ» (лиса бежала); в сложных словах часто переставляются слоги или добавляются новые; например: «ЛИСИПЕД» (велосипед); 3-й уровень: характеризуется развернутой разговорной фразой и отсутствием грубых нарушений в развитии различных сторон речи; однако есть нарушения в оформлении сложных речевых единиц. Особенности: неправильное употребление окончаний и рассогласование слов: «СТУЛЫ»(стулья); «КРАСНАЯ СОЛНЦЕ» (красное солнце); «ДВА БУЛКИ» (две булки); упрощение сложных предлогов: «ИЗ СТОЛА» (из-за стола); словарный запас достаточно большой, но может отсутствовать знание нюансов (например, ребенок может не знать, таких частей тела, как запястье, локоть, переносица); неправильное образование уменьшительно-ласкательных форм: «СТУЛИК» (стульчик); относительных прилагательных: «СТЕКЛОВЫЙ» (стеклянный); притяжательных прилагательных: «ЛИСОВАЯ ШКУРА» (лисья шкура); и глаголов с приставками: «ЗАШИВАТЬ ПУГОВИЦУ» (пришивать пуговицу); слоговая структура слова воспроизводится правильно, за исключением сложных слов; например: «МАЦАНЕР» (милиционер); звуки произносятся правильно, кроме некоторых сложных звуков: «Р», «Л»; нарушен звуковой анализ и синтез (ребенок не может выделить первые и последние звуки в слове, плохо подбирает картинки на заданный звук); Возможные причины нарушений речи:
Точную причину нарушений, конечно же, должен определить врач. Возможно, потребуется консультация не только логопеда, но и невропатолога, ортодонта и отоларинголога. Но вы сами можете предположить, что могло вызвать задержку речевого развития.
негативные факторы в период беременности и родов; «педагогическая запущенность» - ребенок по разным причинам не получает достаточного внимания к себе; здесь речь идет не только об отсутствии регулярных занятий с ребенком, но в первую очередь об общении с ребенком в целом; перинатальная энцефалопатия (ПЭП) - один из самых распространенных диагнозов; это понятие объединяет различные по происхождению поражения головного мозга до, во время или после родов; этот диагноз означает неполноценность ребенка, однако такому малышу необходим очень квалифицированный специалист; частые болезни, инфекции, травмы до 3 лет; наследственные факторы; снижение слуха; анатомические особенности челюстно-лицевого аппарата; сосание пальца;
Виды дефектов речи Нижеследующая информация приведена только в ознакомительных целях. Не пытайтесь поставить диагноз самостоятельно! Это может сделать только специалист. В современной психологии выделяются два типа нормального развивающихся с точки зрения речи детей: говоруны и молчуны. «Говоруны» проявляют повышенную активность и интерес к окружающему миру. Такие дети любят что-то рассказывать, задавать много вопросов и легко осваиваются в новой обстановке. Иногда они начинают говорить раньше, чем другие дети. «Молчуны» склонны к созерцательности. Новая обстановка требует для них адаптации. Могут начать говорить поздно, но практически сразу без дефектов. Таким малышам важно, чтобы их слышали и понимали. Поэтому родители должны постараться внимательно реагировать на вопросы малыша. Однако, если «молчун» не начал говорить к 2-3 годам, нужно обратиться к специалисту.
Дислалия - это самое распространенное нарушение. Особенности: хороший словарный запас, правильное построение предложений и согласование слов; но есть дефектное произношение некоторых звуков. Дизартрия - нарушение произношения, вызванное недостаточной работой нервов, связывающих речевой аппарат с центральной нервной системой (то есть недостаточной иннервацией); при дизартрии страдает произношение всех групп звуков. Особенности: «смазанная» речь, нарушение голосообразования, ритма, интонации и темпа речи. Ринолалия - это нарушение тембра голоса, вызванное анатомическими дефектами речевого аппарата. Особенности: голос приобретает «носовое звучание». Заикание - нарушение темпа, ритма, плавности речи, вызванное судорогами мышц лицевого аппарата; возникает в возрасте 2 - 2,5 года. Особенности: вынужденные остановки в речи, повторения отдельных звуков и слогов, добавление перед отдельными словами лишних звуков («А», «И»). Профилактика заикания: • речь окружающих должна быть неторопливой, правильной и отчетливой; • нужно ограничить контакты малыша с заикающимися; • не допускайте скандалов и конфликтов при ребенке; • избегайте психических и физических травм (особенно головы); • не перегружайте ребенка информацией и впечатлениями; • не опережайте развитие ребенка и не пытайтесь сделать из него вундеркинда; • не запугивайте ребенка страшными сказками и всякими бабками-ёжками; • не оставляйте ребенка в качестве наказания в темном помещении, не бейте ребенка; Алалия - это полное или частичное отсутствие речи у детей (до 3-5 лет); оно обусловлено недоразвитием или поражением речевых областей в левом полушарии коры головного мозга, наступившем во внутриутробном или раннем развитии ребенка. Особенности: моторная алалия - ребенок понимает речь, но не умеет её воспроизводить; сенсорная алалия - ребенок не понимает чужую речь; наблюдается автоматическое повторение чужих слов (вместо ответа на вопрос малыш повторяет сам вопрос). Мутизм - прекращение речевого развития из-за психической травмы. Особенности: общий мутизм - ребенок не говорит вообще; избирательный мутизм - своим молчанием малыш протестует против каких-либо обстоятельств или людей; Детский аутизм - состояние психики, при котором ребенок полностью уходит в свои переживания и отстраняется от внешнего мира; при этом отсутствуют элементарные бытовые навыки и речь. Особенности: • дети легко возбудимы и иногда агрессивны; • часто зацикливаются на чем-то; такие дети могут предпочитать какой то пределенный вид продуктов не из-за вкусовых качеств, а скажем, из-за внешнего вида, и при этом отказываются от другой предложенной пищи; например малыш может не захотеть пить молоко из пакета, а не из картонной упаковки; • с первых месяцев малыш не стремится к общению со взрослыми, не прижимается к матери; • для таких детей характерно чувство опасности; но их страхи часто имеют необычную направленность: малыш может пугаться, например, письменного стола, но совершенно не бояться собак и высоты;
Общее недоразвитие речи может наблюдаться при сложных формах детской речевой патологии: алалии (всегда), а также ринолалии, дизартрии (иногда). Несмотря на различную природу дефектов, у детей с ОНР имеются типичные проявления, которые указывают на системные нарушения речевой деятельности: более позднее начало речи (первые слова появляются к 3-4, а иногда и к 5 годам); речь недостаточно грамматически и фонетически оформлена; ребёнок, понимает обращенную к нему речь, но не может сам правильно озвучить свои мысли; речь детей с ОНР является малопонятной;
Телефоны "горячей линии", адреса электронных приемных для обращения граждан:
2-35-59 - заведующий МБДОУ №67;
mbdoy67@mail.ru - электронная почта МБДОУ;
2-09-27- Управление образования Киселевского городского округа;
42yokisl@mail.ru - электронная почта Управления образования Киселевского городского округа